Одним из самых опасных явлений на дороге для водителя считается аквапланирование. При его возникновении может произойти значительная или полная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным полотном. В итоге транспортное средство как бы скользит по дороге. В таких условиях даже водитель со стажем может не справиться с управлением. Аквапланирование возникает в дождливую и сырую погоду.
Основные причины
• Несоблюдение безопасного скоростного режима при неблагоприятных дорожных условиях;
• Ямы и неровности на дороге;
• Преодоление луж на дорожном полотне с повышенной скоростью;
• стертый рисунок протектора шин;
• установка на одну ось шин с разным рисунком протектора, новых и изношенных, различающихся по конструкции. За это, кстати, могут и оштрафовать;
• Недостаточное давление в шинах;
• Неисправность подвески автомобиля;
Признаки явления
Для каждой марки автомобиля существуют собственные признаки появления пленки воды между дорожным полотном и колесами. Кроме того, имеет значение тип привода транспортного средства.
Заднеприводный автомобиль
Такой автомобиль начинает «плыть» передней осью. Затем изменения в движении переходят на задние ведущие колеса. Странно начинает вести себя рулевое управление: руль становится чрезмерно податливым, но автомобиль перестает подчиняться командам водителя. Вероятность дорожно-транспортного происшествия многократно возрастает даже при отсутствии вращения руля.
Переднеприводный автомобиль
Слабое место этих автомобилей в дождь – задняя ось. С этой части транспорта водное скольжение переходит на передние колеса. Неопытные водители в такой момент могут резко затормозить. Однако это категорически возбраняется делать: возможен занос авто с самыми печальными последствиями. Физика движения переднеприводного автомобиля для выхода из планирования требует увеличения скорости. Но делать это нужно мягко и осторожно, избегая резких ускорений.
Как избежать аквапланирования?
• Грамотно выбирайте скоростной режим поездки. Скорость всегда должна соответствовать обстановке на дороге, состоянию дорожного полотна и опыту вождения.
• Износ шин на 45% и выше повышает возможность аквапланирования в три раза: установите безопасную и надежную резину. Особое внимание уделяем летней резине. Протектор должен иметь глубокую резьбу для отвода воды. На современные покрышки наносится графическая информация об условиях использования (в дождь, снег);
• Придерживайтесь техники маневрирования в дождливую погоду: при вхождении в лужу следует заблаговременно сбросить скорость до минимума. Также нужно поступать и при поворотах. Помните, что аквапланирование может появиться при скорости автомобиля в 80 км\час с толщиной водного покрытия дороги 2 мм. Достаточно раннего утреннего тумана, растаявшего первого снега, чтобы начать «плавание»;
• Вовремя проводите техническое обслуживание подвески.
Без паники
Если все же неприятность на дороге произошла, то первое правило – не стоит паниковать. Затем приступаем к выходу из водного «пике» с учетом привода автомобиля. Если это переднеприводный – то мягко наращиваем скорость. Если же ведущие колеса – задние – осторожно снижаем скорость. При этом тормозить нужно двигателем.
Об эффекте аквапланирования часто забывают. Между тем, это очень коварное и опасное явление. Его избежать помогут здравый смысл, соблюдение ПДД и твердое владение навыками управления автомобилем.
Как победить водяной клин?
Ни в коем случае нельзя пытаться уменьшить скорость движения с помощью тормозной системы. Наверняка одно из колёс машины будет ближе к асфальту, чем остальные. Если это колесо начнёт активно "цепляться" за асфальт, в то время как три оставшихся колеса будут еще "плыть", то занос Вам гарантирован, а опрокидывание весьма вероятно.
Единственный безопасный вариант снижения скорости в таких условиях – это плавное торможение двигателем. А теперь честно. Не ждите от "торможения двигателем" в условиях "плавания" заметных результатов! Ведь коэффициент сцепления колёс с водой практически равен нулю. Применяя "торможение двигателем", мы лишь помогаем работать законам аэродинамики. Поскольку машина в буквальном смысле плывёт по воде, то скорость "плавания" может снизиться только тогда, когда её погасит лобовое сопротивление воздуха. Лишь тогда автомобиль сможет продавить слой воды и "встать" на все четыре колеса.
Теперь насчёт работы рулевым колесом. К сожалению, во время "водной прогулки" машина абсолютно не слушается руля. Если за снег или за песок ещё можно кое-как зацепиться, то за воду зацепиться не получается. При аквапланировании вода проявляет все свои качества одновременно – она и жёсткая, и мягкая, и очень скользкая. Поэтому положение передних колёс практически не влияет на направление "плавания" вплоть до его окончания.
Выводы
Сделаем некоторые конкретные выводы: при стечении неблагоприятных условий на покрытой слоем воды дороге может возникнуть явление аквапланирования. Автомобиль заезжает на "водяной клин" и становится практически неуправляемым. Для прекращения явления аквапланирования необходимо снизить скорость движения, применяя плавное торможение двигателем. В процессе аквапланирования, и особенно в момент его окончания, передние колёса автомобиля должны быть направлены в сторону продолжения траектории движения
Наглядно
Обсуждение
Для того что бы оставлять комментарии, вам неоходимо авторизоваться на нашем сайте...
Войти